?

Log in

Критика выборов в КС - Алексей Мазур [entries|archive|friends|userinfo]
Алексей Мазур

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Критика выборов в КС [Sep. 1st, 2012|03:37 pm]
Алексей Мазур

Вот бывает так – вроде бы хорошая затея, и нужно «задрав штаны, бежать за комсомолом», но нет, внутри сидит какое-то ощущение, предчувствие – не надо, будет из этого большая лужа, и хорошо – если грязи.

За те годы, что я либо участвую в политике, либо нахожусь где-то рядом, у меня выработалась привычка доверять своим предчувствиям. Особенно, если это предчувствие лужи.

У меня самого вызывают большое раздражение люди, ссылающиеся на интуицию, как на важный аргумент. Пэтому постараюсь изложить внятно и доходчиво свои сомнения.

Итак, «ура, выборы, первые честные выборы, не во всей стране, но хотя бы в оппозиции». И нас призывают обязательно участвовать и поддерживать.

Но. Первое «но». Выборы – это некоторая игра, в которой есть победители, а есть проигравшие. И вот нам предлагают поиграть в игру, результатом которой будет – право выступать от нашего имени.

А правила игры не определены до конца. Какими полномочиями будет обладать Координационный Совет? Определять дату и место проведения очередной демонстрации? Формировать список выступающих? Если так – то зачем городить «общероссийские выборы»?

Если что-то более масштабное – то я должен это знать до того, как проголосую. Нам же не понравится, если Путин распустит Госдуму, Совет Федерации и объявит себя самодержцем на том основании, что за него проголосовало большинство. А здесь мы даже представления не имеем, кем себя объявит Координационный Совет. И никого это не смущает.

Второе «но». В этой «игре» уже заранее есть проигравшие. Это – избиратели из регионов. Как известно, оргкомитет был столь любезен, что отвёл по пять мест для «идеологических курий» - левых, либералов, националистов. Позвольте спросить - Сибирь менее важна, чем либералы? Дальний Восток менее важен чем левые? А Северо-Запад менее важен, чем националисты? В любом из этих федеральных округов число голосов «против» «Единой России» было больше, чем в Москве. Но для регионов не предусмотрены ни «курии», ни «округа».

Результатом же голосования по «общероссийскому избирательному округу» будет то, что КС минимум на 80% будет состоять из жителей Москвы и Подмосковья. Это моё экспертное мнение. Готов спорить на бутылку коньяка.

Ну и теперь третье и самое важное «но».

В России уже были честные выборы – в начале 90-х. И они привели в результате к гигантскому разочарованию в выборах и демократии. На волне этого разочарования и возник Путин. И прежде чем трубить о том, что «мы проводим честные и правильные выборы» надо подумать – что же именно было «не так» в тех российских выборах.

Мне кажется, я очень хорошо понимаю, что было «не так». И совершенно ответственно заявляю – выборы в КС оппозиции повторяют самые худшие практики выборов 90-х годов.

И дело вовсе не в нечестности подсчёта или фальсификациях.

Объясню. Условно системы выборов и выборных институтов можно разделить на две категории – «лидерскую» и «представительскую».

В первом случае выбирается «лидер» - человек или партия, которые «всё знают», имеют программу и будут её реализовывать без оглядки на избирателя – до конца срока полномочий.

Во втором случае выбираются «представители» - люди, представляющие определённые группы избирателей (округ, партию, социальный слой или группу). И в дальнейшем эти «представители» доносят мнение своей группы до органа, принимающего решения. Либо участвуют в принятии решений наравне с другими представителями.

Беда российских выборов была и остаётся в том, что они реализуют исключительно «лидерский» вариант. При отвратительном качестве лидеров. Даже более того – при тотальной коррупции лидеров. Сплошь да рядом «избранники» занимаются совсем не тем, что они обещали на выборах, торгуя полученным мандатом.

В случае оппозиции, явной торговли не будет (хотя, если будет что продать – наверно, найдутся и продавцы). Но наверняка будут громогласные заявления, о которых «избиратели» в момент голосования и предположить не могли в самых страшных фантазиях.

И что совершенно точно – никакой связи между «избранниками» и «избирателями» не возникнет. При «общероссийском избирательном округе» и возможности проголосовать сразу за 45 кандидатов – не существует никакой возможности понять, кто конкретно меня представляет.

Объясню ещё проще. Если я в качестве «избирателя» «играю» в игру под названием «выборы КС оппозиции», то я хочу знать конкретно своего представителя. Я хочу, чтоб этот представитель был крайне заинтересован в моей дальнейшей поддержке. Чтобы он спрашивал у меня совета при том или ином важном голосовании.

В предложенной схеме выборов я ничего подобного и близко не вижу.

В данный момент моя возможность влиять на принимаемые решения определяется, грубо говоря, «ретвиттом Навального». Есть ретвитт – меня прочитают тысячи. Нет – сотни. После выборов КС ситуация никоим образом не поменяется.

Есть ещё одна большая проблема. «Белоленточное движение» вступило в стадию распада. Всё меньше и меньше людей себя с ним идентифицируют, всё больше и больше – молча отходят. Как ни странно, такая хорошая затея как «всеобщие выборы» может ускорить процесс превращения широкого вроде движения в узкое маргинальное течение.

Вполне вероятно, что выборы в КС станут «точкой невозврата», после которой под «белой лентой» не удастся собрать сколько-нибудь широких сил (хотя, может, она уже позади). Получится как с «Другой Россией», которая когда-то была коалицией, а сейчас по сути, стала «нацболами».

Участие в выборах КС станет «моментом самоидентификации». Принял участие в выборах – да, я поддерживаю оппозицию и воспринимаю КС, как легитимный орган. Не принял – смотрю со стороны и не сопереживаю. Это уже – НЕ МОЁ дело. Катятся по наклонной – туда и дорога. Надо было раньше меня слушать.

Теперь вопрос – сколько человек сможет принять участие во «всероссийских выборах»? Называется цифра в сто тысяч. Ну, пускай сто. Как позже, в течение года, смогут «влиться» и принять участие в движении другие люди? У оргкомитета, как я понимаю, есть наивная вера в то, что люди «пойдут за нами». Но КС – не монолитная партия вроде большевиков, которая куда-то чётко идёт и тянет. У КС, извиняюсь, лебедь рак и щука в лице левых, либералов и националистов. КС мог бы привлекать новых сторонников, если бы был институт «представительства». Но (смотри выше) – его нет и в помине.

Обратимся к истории революции. Советы сначала возникали на местах, а потом уже собирали «Съезд советов». И система была прозрачной донельзя. Вот цех завода, или рота солдат. А вот – их делегаты. Представляете, какой был уровень легитимности у Советов в глазах «простого народа»? И сравним с Учредительным Собранием, избранным по «последнему слову демократии», по партийным спискам.  Всех деятелей «учредиловки» ждала печальная политическая судьба.

Теперь перейдем к возможному развитию ситуации. Пройдут выборы в КС. Неизбежно будет много разочарований. Будут какие-то скандалы и претензии (при самом честном подведении итогов). Наверняка будет возмущение в регионах, когда то, что и сейчас понятно, станет очевидным. Наверняка в КС попадёт немало случайных людей.

Далее КС начнёт жить своей жизнью, выдавая время от времени то или иное спорное решение. Те из избирателей, которым это решение не нравится, начнут заявлять «мы вас на это не уполномочивали». Или молча отходить. А компенсационного притока скорее всего не будет.

Зато будет дополнительное разочарование. Ну вот, прошли выборы, получилось «как всегда», может и правда, «демократия не для России», может и правда, «лучше Путин»?

Теперь к конструктивной части. Очевидно, что выборы уже никто отменять и исправлять не будет. Тогда призываю и ЦВК, и будущий КС открыто признать, что избранный КС не является представителем «оппозиции всей России». Особенно если число избирателей окажется менее ста тысяч, а число представителей регионов в КС - менее 50%. И в дальнейшем использовать в названии КС слово «временный», «московский» или «технический».

Если у избранного КС будет на то воля и желание, готов предложить механизм реального представительства – даже без проведения новых выборов состава КС. Ну а не будет желания… Это уже не моё дело.

linkReply

Comments:
[User Picture]From: revoltp
2012-09-01 08:46 am (UTC)
хорошо, что у Вас есть конструктивная часть.
Некторые Ваши доводы мне кажутся неосновательными6 вести интернет пропаганду житель глухого селя и москвич могут одинаково.
полномочия избранных? да, это самый больной момент как и вопрос "кого они представляют".. Но ведь мы голосуя не подписываемся подо всеми их будущими действиями. КС, как сказано - организует митинги.
В целом я оцениваю положительно выборы. Собираюсь участвовать. Надеюсь, что по их итогам произойдет смена лидеров. немцов и другие деятели 90-ых не пройдут. Также меня привлекает энергия этого дела. Возможно по их итогам возникнет реальная партия.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mazur17
2012-09-01 08:50 am (UTC)
мое предложение поспорить на бутылку коньяка остаётся в силе
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: revoltp
2012-09-01 10:07 am (UTC)
А может быть Вы и правы. не знаю. Но тут уж - пусть провинция сама себя вытаскивает.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ivaikutis
2012-09-01 09:29 am (UTC)
Я как раз думаю, что Немцов пройдёт в КС, но займёт там причитающееся ему место - где-то во втором-третьем десятке. Выборы нужны для того, чтобы прокремлёвские манипуляторы перестали выдавать того же Немцова за "лидера оппозиции", и в то же время упорно игнорировать Навального под предлогом, что "его никто не знает и он никому не интересен".
Это такая стандартная отмазка: какие такие "стоп-листы" на ТВ? Нет их, просто кто такой этот Навальный, чтобы его пришлашать в эфир? Вот Немцов, Лев Пономарёв или Новодворская - понятно, это лидеры опозиции. Лидеры - это те, кто "в 90-е ураганил". А больше же нет никого! В эту игру-разводку вот уже полгода с удовольствием играют Соловьёв, Радзиховский, Симонян и прочая телевизионная гоп-компания. Выборы же должны выбить из под их ног этот "аргумент".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: revoltp
2012-09-01 10:09 am (UTC)
Вот на это можно не надеяться. Выбъют этот, найдется другой, столь же "ценный". (новодворская, кстати, уж никак не "ураганила", а сейчас не переферии. ничему не мешает).
Если Немцов пройдет - он взойдет :(
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ivaikutis
2012-09-01 10:52 am (UTC)
Да, конечно Новодворская не "ураганила", у неё свои достоинства :)
просто не совсем точно выразился. Хотел сказать, что вытаскивают на телеэкран непопулярных политиков и разных не вполне адекватных активистов, которые там бэкают-мэкают, и подают потом это за мнение "оппозиции". А народ (кто пока не до конца в курсе) начинает верить, что все они там такие. А стОит спросить: а почему, собственно, Навального в эфире нет - следует ответ: а кто вам сказал, что Навальный представляет кого-то. Вот и надо провести выборы, чтобы легимизировать реальных лидеров протеста и отделить их от навязанных путинскими политтехнологами. При этом я ни в коем случае не обвиняю тех же Немцова, Новодворскую, Борового и т.д., что они "агенты Кремля" - просто надо указать им их реальное место.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sya_aku
2012-09-01 09:55 am (UTC)
Согласен.
Отсутствие квотирования для регионов - главная ошибка нынешней схемы.
(Reply) (Thread)
From: lam62
2012-09-01 10:52 am (UTC)
Ну, совершенства в нашем несовершенном мире не бывает. Наивно думать, что можно создать механизм выборов, который не имел бы недостатков, не вызывал претензий. А указанные в статье проблемы можно решить уже в процессе деятельности Совета. Избранный Совет спустя некоторе время может принять решение о расширении своего состава и дополнительных выборах, в т.ч по региональным квотам
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: artem_samsonov
2012-09-02 01:53 pm (UTC)
Во многом согласен. Обсуждали эту схему. Учитывая количество избирателей в ргионах, москвичей в КС будет не 80%, а 95%. Но камень уже покатился, начинание хоть и недоработанное, но нужное, поэтому главное правило ТИГРа должно сохраниться: Не помогаешь не мешай.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mazur17
2012-09-03 12:43 am (UTC)
Согласен. Но решил высказаться ДО выборов, а не после. После я так думаю, будет много желающих.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sgunkin
2012-09-04 04:02 am (UTC)
Чего-то Навальный не регистрируется. Хотя в твиттере была переписка Волкова с ним, что документы подал. Видимо, хитрый манёвр какой-то.

Но твои соображения, Алексей, полностью разделяю. Жаль, что так получается. Надеюсь, они одумаются.

Edited at 2012-09-04 04:04 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: john_bmw
2012-09-10 11:08 am (UTC)
по-моему не меньшая проблема - это организованное голосование нашистов "за кого надо", а мобилизовать на это они и миллион смогут ...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: elka_sh
2013-05-17 11:58 am (UTC)
С днём рождения! Всех благ!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: elka_sh
2014-05-18 10:41 pm (UTC)
И что тут скажешь?) С днём рождения, Алексей!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: elka_sh
2015-05-17 01:14 pm (UTC)
Вот и год прошёл.) С днём рождения!
(Reply) (Thread)